
Он каждый вечер требовал, чтобы его инвалидное кресло ставили напротив ее розового... Нет- нет, пожалуй не так... Просто, я хочу совсем чуть-чуть, поведать вам о любви художника Огюста Ренуара и модистки Алины Шариго. Были ли они счастливы? ... Алина сидела за столиком кафе, когда к ней подсел низенький, скромно одетый человек и представился:"Я- Ренуар, живописец!". Смущаясь,до корней волос, он предложил нарисовать ее, а про себя
подумал, что она очень уютная, мягкая-как кошечка. Алине было всего
лишь 20-ть, она училась шить и играть на пианино. Пьер Огюст Ренуар
был намного старше. Но вот наста день, когда она увидела себя на
картине. Это было чудом.
" Я ничего не понимала, но мне нравилось смотреть, как он пишет,-
много позже рассказывала Алина своим детям.- Я только знала, что
Огюст был создан , чтобы писать , как виноградник, чтобы давать вино."
Мать Алины, мадам Шариго поняла, что дочь увлечена, и однажды
решила сопроводить ее в мастерскую. Ей не понравились ни картины
художника, ни он сам. Почувствовав это , именно тогда, Огюст решил,
что никогда не вступит в серьезные отношения с девушкой! Однако
устоять перед красотой Алины, перед ее абсолютным обожанием он не
смог. Ренуар возил свою юную подругу на пикники, катал на лодке,
научил плавать. Алина очень любила танцевать, он-не умел, но тем не
менее, водил ее на танцы, и с удовольствием смотрел, как она вальсирует
с другими. А вот мысли избавиться от этого наваждения, пока не стало
поздно, пока она не забеременела и пока ее жуткая мать не заставила
его жениться, признавался Ренуар, у него появлялись все чаще. Алина
уже почти поселилась у Ренуара, готовила воскресные обеды для его
друзей. Когда же Алина простодушно предложила ему переехать из
Парижа в Эссуа, где он мог бы жить в доме ее семьи и писать в свое
удовольствие, он возмутился и порвал всякие отношения с девушкой.
Чтобы забыть Алину, Ренуар отправился в давно планируемое
путешествие: Алжир, Италия, Испания...Но чем дольше он находился в
разлуке с любимой, тем сильнее тосковал. На Капри он написал одну из
своих самых энаменитых картин:"Белокурую купальщицу". Это был
портрет Алины. Возвращаясь, он послал Алине телеграмму. Просто
известие о том, когда и каким поездом он приезжает в Париж. Алина
встретила художника на перроне-и больше они не рассавались.
Своего первого ребенка, Пьера, Алина родила в 1885г., еще не
будучи обвенчанной с Огюстом. В качестве оплаты доктору Лати,
принимавшему роды, Ренуар расписал потолки в его квартире цветами.
Их совместная жизнь была на удивление спокойной и счастливой.
" Она знала ненависть мужа к "уборкам"-вспоминал их сын Жан.
Поэтому полы подметались и кровати заправлялись, едва он уходил по
делам.Окна квартиры распахивались настежь, и словно по мановению
волшебной палочки на подоконниках повисали простыни, на веревках
в кухне салфетки и белье. По возвращении Ренуар заставал жену за
чисткой моркови. Это он допускал. Кормить род людской-благородное
занятие! А вот тревожить пыль щеткой-вредно для легких. Художник
подсаживался к жене и начинал тереть морковь. Ощущуние счастья
заставляло ее петь, причем, изрядно фальшивя. Ренуар, откладывал в
сторону нож, доставал карандаш и начинал писать ее портрет".
Именно рождение сына, а не упреки матери Мелани Шариго, которая
практически содержала их семью и хотела видеть свою дочь
замужней женщиной, побудили Огюста отвести Алину в церковь и в
мэрию. Но это произошло лишь в апреле 1890г., когда Пьеру шел уже
пятый год. После рождения Жана Алина настояла, чтобы они переехали
на окраину Парижа. По ее мнению, воздух там был чище, там было
тише и проще былозаботиться о детях.
Ну, а картины Ренуара, наконец-то, начали продаваться. У Алины
появилась возможность нанять служанку и кухарку, она пригласила себе
в помощницы кузину Габриэль. Алина очень располнела после
первых родов, еще сильнее-после вторых, и уже не могла позировать в
качестве красавиц и купальщиц. Только как жена художника.И Огюст
охотно писал портреты своей погрузневшей и постаревшей жениы.
" Когда старишься вместе,- терпеливо обьяснял художник коллеге
по ремеслу Берте Моризо, не понимавшей, почему он с обожанием
смотрит на подурневшую жену,- перестаешь видеть друг друга.
Исчезают морщинки и полнота. Впрочем, любовь- это очень много, и я
недостаточно мудр, чтобы все обьяснить".
В 1897 году Огюст Ренуар упал в дождливый день с велосипеда и
сломал правую руку. К счастью, он владел одинаково и правой, и
левой рукой и мог продолжать писать, ведь именно сейчас он был
востребован. Алина помогала ему, как могла, чистила палитру, мыла
кисти, даже научилась удалять краску с неудавшихся участков
полотна. Но боли в правой руке не проходили, потом заболела спина,
потом все суставы, и диагноз был неутешительный для художника:
артрит.
Супруги Ренуар переехали в усадьбу, окруженную садом с маслинами.
Алина выращивала в огороде прованские травы. На большее у нее уже
не хватало сил. Последние роды дались тяжело, появились проблемы с
сердцем, болела поясница. И все же они с Огюстом были по-прежнему
счастливы." Что ни говорите,я-счастливчик!"-говорил он. Его творчество
было востребовано, он все еще мог писать и ценил каждый час , который
мог провести с кистью в руке. " На ладонь ему клали кисть, на которую
он указывал взглядом,- вспоминал его сын.- Он улыбался нам, как бы
беря в свидетели того согласия, которое устанавливалось между
травой, маслинами, натурщицей и им самим. Спустя мгновение он уже
писал, напевая."
Счастье кончилось в 1914 году , с началом войны. Пьер и Жан
записались в армию добровольцами. От переживаний за детей Алина
заболела диабетом. Этй болезнь,увы, тогда не умели лечить,
прописывали больным то голодание, то чистый спирт по стакану три
раза в день. Алина скрывала свой недуг от Огюста: ведь он тоже
боялся за сыновей. Не потеряла она самообладание, даже когда
пришло известие о ранении Пьера, а следом о ранении Жана. Она ездила
навещать их в госпиталях: Пьера в Каркасоне, а Жана- в Люсоне.
Вернулась совершенно измученной и слегла.
Все ожидали, что смерть жены убьет Огюста, что без Алины он просто
зачахнет. Все ошиблись... Ренуар слишком любил жизнь и живопись.
Вот только ... каждый вечер требовал, чтобы его инвалидное кресло
ставили напротив ее розового, обтянутого потертым бархатом кресла.
И Огюст говорил- не сней, нет, но о ней, лишь бы нашелся собеседник,
и от этих рассказов сыновья узнавали о матери больше, чем за все время,
когда она,живая, была рядом с ними.

ОДИНОКАЯ
ВОЛЧИЦА.

ПОГНАВШИСЬ ЗА ЖУРАВЛЕМ В НЕБЕ, ВЫ ВЫПУСКАЕТЕ
СИНИЦУ ИЗ РУК. ДОВОЛЬСТВУЙТЕСЬ ТЕМ, ЧТО ИМЕЕТЕ, И
НЕ РИСКУЙТЕ ПОНАПРАСНУ.
|