Новый год остается тем праздником, который, кажется, был и будет всегда. Однако и с его историей не так все просто, ведь 1 января Новый год стали отмечать не так уж и давно. Как и, главное, когда славяне-язычники праздновали Новый год, ученые пока определиться не могут. Версии выдвигаются разные. В частности, считается,что в языческой Руси этот праздник отмечали 22 марта, в день
весеннего равноденствия. Корни празднования уходят в глубокую
древность; ранее у многих народов наступление нового года по
обыкновению совпадало с началом возрождения природы. На Руси
существовало такое понятие, как "пролетье"- разделение года на два
периода:весенне-летний и осенне-зимний. Весенне- летний начинался
как раз в марте. Именно в эту пору наши предки-славяне отмечали
АВСЕНЬ ( он же ОВСЕНЬ или ТУСЕНЬ) - празднование, посвященное
божеству, возжигающему солнечное колесо и дарующему миру свет.
АВСЕНЬ открывал путь новому году, вез из райской страны щедрые
дары плодородия и распределял их между людьми. Жизнь наших
предков была в буквальном смысле завязана на календаре.И согласно
другой версии, Новый год славяне отмечали в другой значимый день
года- день зимнего солнцестояния, 21 декабря. Этот праздник тоже
связан с божеством- Колядой, знаменующим собой новогодний цикл.
Ведь Коляда-это младенец, нарождающийся диск Солнца(издревле
солнце называли Колом). Символом новолетия был костер, призывающий
свет солнца, которое после самой долгой ночи в году должно было
подниматься все выше и выше.
Когда в 988 году князь Владимир крестил Русь, летоисчисление по
календарным циклам, связанным с языческими божествами, стало
неактуальным. Новое теперь сичталось от сотворения мира, а новый год
начинался 1 марта. Однако в 14-ом веке, согласно определениям
Вселенского собора, его перенесли на 1 сентября. Теперь календарь
тесно связан с празднованиями и обрядами православной церкви, а не
с трудовой жизнью народа, он не учитывает, как ранее, весь цикл
сельскохозяйственных работ. Перенос Нового года на1 сентября, как
считается, связан стем, что именно в этот день в 312 году византийский
император Константин Великий разрешил христианам свободно
исповедовать свою веру. Отсюда же, из Византии, пришла и традиция
называть новолетие началом индикта, что в переводе с латинского
оначает "налог". Воины императора Константина служили по 15 лет, и
когда "выходили на пенсмю", получали пособие, которое составлялось из налога. А налог этот собирали как раз 1 сентября, по окочании сбора урожая. На Руси дело обстояло похожим образом. У нас тоже собирали дань в сентябре, ведь с крестьян весной много не возьмешь.
А вот когда урожай собран-пожалуйста!.
Так бы и праздновали мы Новый год в сентябре ( что, собственно, по
церковному календарю происходит и поныне), если бы не царь-
реформатор. Многие упрекают Петра, что вместо двери он прорубил в
В Европу всего лишь окно, однако именно в него он увидел, насколько
отличается наш календарь от европейского. Все, что царь считал
практичным, современным,, он быстро и с энтузиазмом воплощал в
своей стране. При этом его мало интересовало мнение народа- Петр
был уверен; все, что он делает,-на благо государства и его жителей.
Вот и решил великий император синхронизировать русское время с
европейским. Ведь вся Европа жила в 1699 году,а Россия-в 7207-м. От
сотворения мира. Потому в именном указе Петр повелел считать
летоисчесление не от сотворения мира, а от Рождества Христова:
" Ныне от РОждества Христова доходит тысяча шестисот
девяносто девятый год, а с будущего января 1-го числа
настанет новый 1700 год купно и новый столетний век".
Но это было лишь началом. 15 декабря 1699 года барабанным боем
глашатаи созываи народ со всей Москвы на Красную площадь. Здесь
был зачитан указ, коим Петр Васильевич повелевал праздновать
Новый год не в сентябре, 1 января:
"Поскольку в России считают Новый год по-разному,
с сего числа перестать дурить головы людям и считать
Новый год повсеместно с 1-ого января. А в знак
доброго начинания и веселья поздравить друг
друга с Новым годом,желая в делах благополучия
и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять
украшения из елей, детей забавлять, на санках
катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя
не учинять-на то других дней хватает".
Насмотревшись в Европе пышных торжеств Петр решил, что и его
государству не стоит экономить на праздниках. А потому неуклонно
следил за тем, чтобы Новый год был у нас не хуже и не беднее, чем
в других европейских странах.Вопреки распространенному мнению о том,
что именно царь реформатор придумал ставить елки, в указе речь шла
вообще о деревьях. Поначалу их украшали орехами, конфетами и даже
овощами и фруктами. Елка же появилась в наших домах лишь в 30-х
годах прошлого века. Однако украшениями Петр не ограничился. Он
четко и ясно, чуть ли не по минутам происал "сценарий! празднования.
" Да января ж в 1-ый день в знак веселия друг друга
поздравляти с Новым годом и столетним веком, и учинить
сие, когда на Большой Красной площади огненные
потехи начнуться, и стрельба будет."
Кстати, стрелять из пушек и ружей тоже полагалось в каждом дворе,
так же, как и возжигать костры или смоляные бочки. И такое веселье,
согласно указу, должно было продолжаться до 7 января.
Из школьного курса истории мы помним, что Петр Великий был царем,
необычайно близким к народу. Потому, организовав реформу, он был
первым, кто ее выполнили показал своим подданным, как надо
веселиться, встречая Новый год. В канун Нового года царь сам зажег
на Красной площади первую ракету "просигналив" таким образом о
начале праздника. Улицы осветились иллюминацией, зазвонили
колокола, началась пушечная и ружейная стрельба, заиграла
музыка. Звездное зимнее небо разрезали вспышки разноцветных
ракет, вдоль широких улиц горели костры и установленные на столбах
смоляные бочки. Для знатных особ царь устроил во двоце пышное
угощение с музыкой и пением, для народа-попроще; перед дворцом и у
трех триумфальных ворот были расставлены столы с различными
яствами и чаны с пивом и вином. Гулянье продолжалось всю ночь, а
балы и пиршества во дворце и у знатных особ-до 7 числа. Причем,
опять же согласно Петрову указу, на них должны были присутствовать
" жены и девицы господские", чего ранее не допускалось. Потому
историки и отмечают, что Петр реформировал не только календарь, но и
само общество. Однако лишь завершились шумные торжества, и
народ пришел в себя, как поднялся по солице ропот. Не только
простой люд, и некоторые бояре возмущались:
" Как мог государь переменить солнечное течение?"
Петр понимал, что русский народ туго принимает все инородное, и
потому старался понятнее обьяснить свои реформы народу:
" А то указали мы Мы Великий Государь учинить, для того,
что во многих Христианских орестных народах, которые православную
Христианскую Восточную веру держат с нами согласно,лета пишут
числом от Рождесва Христова."
Великолепие и грандиозность торжеств тоже имели свое обьяснение:
от неожиданной и для многих неприемлемой реформы народ надо
было чем-то отвлечь, желательно приятнным и доселе невиданным.
Однако относительно фейерверка и пальбы из пушек был у царя и
другой умысел. Как-то в беседе с прусским министром бароном
Марде Фельдом он обмолвился:
" Через увеселительные огни я могу приучить своих
подданных к военному пламени и их в оном упражнять, поелику я
приметил из опыта, что тем менее страшимся военного пламени, чем
более привыкнем обходиться с увеселительными огнями."
Да уж, нечего сказать мы ведь прекрасно знаем, что Петр был не
только знатным реформатором, но и воякой одако...

ВСЕГДА И ВО ВСЕМ БОЛЬШЕ НАДЕЙТЕСЬ НА СЕБЯ( УВЫ, СЕЙЧАС ТАКОЕ ВРЕМЯ), ТОГДА МЕНЬШЕ РАЗОЧАРУЕТЕСЬ В ОКРУЖАЮЩИХ! ОДИНОКАЯ ВОЛЧИЦА.
НЕ ВСТРЕЧАЙТЕ ЛЮДЕЙ "ПО ОДЕЖКЕ". ПРЕЖДЕ ЧЕМ
СОСТАВИТЬ МНЕНИЕ О НОВЫХ ЗНАКОМЫХ,
НАБЛЮДАЙТЕ ЗА НИМИ И АНАЛИЗИРУТЕ ИХ ПОСТУПКИ.
|